MamaSK - Главная Галерея Реклама на сайте Доска объявлений Совместные покупки Линейки для форума

Автор Тема: Урок №1. Понятия: Динамический диапазон, экспозиция, выдержка, диафрагма, ISO.  (Прочитано 14673 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн МУРАвтор темы

  • Модератор
  • Живу на форуме
  • *****
  • Сообщений: 14439
  • Сказали спасибо: 209 раз
  • Репутация: 326
  • я - Юля, желательно на ты.
  • Награды Долгокормящая мамочка Учитель "Маминой школы" Принимает участие и помогает в развитии форума
Основные параметры, определяющие качество картинки при фото-, видеосъемке: уровень яркости (экспозиция), правильный баланс белого и композиция.
Будем разбирать по порядку. Для начала разберем, что мы будем называть яркостью.  Многие люди путают понятия яркость и цветность.
Яркость - это степень освещенности картинки, т.е. проще говоря: яркая картинка - это светлая картинка и наоборот, низкий уровень яркости - это значит темно.  Цветность же определяет уровень интенсивности, насыщенности цветов. Т.е. когда в быту мы говорим "ярко-красный" , мы подразумеваем насыщенно, интенсивно красный, а не светло-красный.  В видео-, фотоделе мы эти 2 понятия путать не должны: яркость - уровень освещенности изображения, а цветность - уровень интенсивности цветов. Цветность не является ключевым понятием, и отдельно его рассматривать мы не будем.
Технические аспекты съемки
 Как “видит” камера - динамический диапазон

Камера фиксирует окружающую действительность не так, как ее видит человеческий глаз. В чем основная разница? В количестве различаемых оттенков света от самого темного до самого светлого. Здесь мы приходим к понятию “динамический диапазон”. Это разница между самым светлым и самым темным участком изображения, которые может зафиксировать камера. По сути, это разрешающая способность камеры по контрасту воспринимаемого света. У нашего глаза динамический диапазон гораздо больше, чем у любой видеокамеры (природа постаралась, ведь от зрения зависит наша жизнь, а от качества съемки зависит разве что жизнь оператора :) ). Это означает, что при сильном контрастном освещении мы способны видеть как детали, освещенные максимально ярким светом, так и детали в глубоких тенях. Диапазон контрастности, видимый человеческим глазом, по различным оценкам колеблется от 800:1 до 1200:1, в то время как фиксируемый пленкой - примерно 100:1, видео - 40:1.


Представим, что вы находитесь в комнате, где горит настольная лампа и в окна светит яркий дневной свет. Вы без труда видите все детали, находящиеся в тени, предметы, освещенные лампой, и дерево за окном. Если вы эту картину снимете на видеокамеру, то ее динамического диапазона не хватит, чтобы зафиксировать и предметы, находящиеся в тенях, и детали в ярко освещенных областях комнаты. Будут либо детали в тенях и пересвет в окне и от лампы, либо черные тени и отсутствие в них деталей и хорошо проработанные окно и освещенный стол.
Эта особенность видеокамер приводит к тому, что для того, чтобы получить натурально выглядящую и красивую картинку, приходится искусственным образом понижать контраст изображения, используя постановочный свет. С нашим примером с комнатой, нужно было бы поднять освещенность в тенях до такой интенсивности, чтобы камера “увидела” темные объекты и в то же время не потеряла яркие детали в окне и на столе.
Важность правильного света на вашей съемке трудно переоценить, так как помимо только что описанной чисто технической стороны, существует еще художественная.
 Экспозиция
1. Суть: диафрагма, выдержка и как они влияют на результат.

Основным контролируемым параметром при съемке является экспозиция. Экспозиция - это сочетание величины диафрагмы и выдержки. Вместе они влияют на уровень яркости картинки. Диафрагма определяет, насколько открыто отверстие, пропускающее свет к сенсору/пленке. Выдержка определяет, насколько долго открыто это отверстие.



Диафрагма измеряется в относительных единицах (f/2.8, 3.5, 4.5, 5.6 ... 22 и др.), суть которых не так важна. Просто запомните, что чем меньше цифра, тем больше отверстие и тем больше света попадает на сенсор.
Выдержка измеряется в долях секунды (1/2 с, 1/30 с, 1/250 и т. д.) Это количество времени, в течение которого открыт затвор. Все остальное время он закрыт, и свет не попадает на пленку. Если речь идет о цифровых камерах, то физического затвора там нет, а выдержка реализуется электронным способом.
И тот, и другой параметр влияет на количество света, пропускаемого к сенсору, верно? Вместе диафрагма и выдержка - экспозиция - контролируют степень засветки чувствительного сенсора или пленки. Чем больше экспозиция, тем больше света попадает в кадр и тем сильнее он воздействует на сенсор - тем светлее получается изображение в кадре. Слишком много света - кадр засвечен. Слишком мало - недосвечен. Оптимальное значение экспозиции дает нам хорошо проэкспонированный кадр с проработанными деталями в тенях и без пересветов.

Пример пересвеченного (слева), недосвеченного (посередине) и нормально экспонированного кадра
Итак, как этим всем пользоваться на практике? У всех цифровых камер есть встроенный экспонометр. Это прибор, по различным принципам вычисляющий оптимальное значение экспозиции для данной сцены и автоматически устанавливающий либо оба параметра (автоматический режим), либо один из параметров (второй устанавливается оператором - режим приоритета выдержки или диафрагмы). Результат вы всегда можете увидеть в реальном времени на мониторе вашей камеры.
Как выбирать нужные значения экспозиции? Конечно, вы можете руководствоваться собственным глазом и просто судить по монитору о правильности экспозиции, но у выдержки и диафрагмы есть важные художественные особенности.

Главный художественный инструмент оператора с точки зрения экспозиции - это диафрагма. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше объектов в кадре будут резкими (глубина резкости, поговорим подробнее в другом уроке). Чем более закрыта диафрагма, тем больше объектов в кадре будут резкими - глубина резкости растет с уменьшением диафрагмы. То есть если вы хотите снять крупный план человека с размытым фоном, вам нужно держать диафрагму открытой. Если же вы снимаете пейзажный общий план и хотите, чтобы все объекты, попадающие в объектив, были резкими, то вы прикрываете дырку и выбираете выдержку таким образом, чтобы кадр был проэкспонирован нормально. Либо используете нейтральные фильтры, чтобы контролировать поток света - если не хотите использовать неоптимальную для ваших задач выдержку.
Как меняет получаемое изображение выдержка? Тут все достаточно логично и легче для понимания, чем вопрос с диафрагмой и глубиной резкости. Давайте вначале говорить о фотографии (то есть, мы снимаем один кадр) - так будет легче объяснить суть. Выдержка влияет на четкость зафиксированных движущихся объектов. Допустим, вы снимаете статичный кадр, и в кадре у вас движущаяся быстро машина. При выдержке в 1/30 с затвор открывается точно на это время, и машина успевает проехать определенное расстояние. В результате в кадре фиксируется начальное, конечное и промежуточные фазы движения машины - она выходит размытой. То есть выдержка “замораживает” определенный кусок времени, и все изменения в позиции объектов в кадре, которые произошли в это время отражаются в кадре в виде размытости движения. Здесь возникают различные художественные возможности.

Выдержка в 1/500 секунды
Если вы снимете быстро бегущего спортсмена с очень малой выдержкой (допустим, 1/1000), то каждая деталь в кадре будет четкой, вы получите замороженное мгновение реальности, с частичками песка, взлетевшими в воздух от удара кроссовка и т.п. А теперь представьте, что вы поставили фотоаппарат на штатив ночью над загруженным машинами шоссе и открыли объектив на 25 секунд. Машины, светящие фарами, буквальным образом нарисуют светящиеся линии своей траектории в вашем кадре, и вы получите залитую линиями света ночную дорогу.

Выдержка порядка минуты
Или простой пример - съемка струй фонтана. Струи состоят из множества капель, движущихся с большой скоростью. Если вы будете снимать фонтан с выдержкой в 1/30 например, то фонтан будет состоять из монолитных струй. Если вы установите выдержку в 1/500, то струи разобьются на тысячи капель, потому что каждая из них не успевает пролететь и миллиметра за 1/500 секунды и таким образом “зависает” в воздухе отдельно от своих товарищей.

Выдержка в 1/30с (слева) и в 1/500с (справа)
Хорошо, с одним кадром мы разобрались (мы обсуждали фотокадр). Какие особенности добавляет выдержка в видео? Давайте рассматривать видео как последовательность фотографий, меняющихся со скоростью 25 кадров в секунду. Стандартная выдержка в видео для 25 к/с - это 1/50 с. То есть каждый кадр экспонируется в течение 1/50 секунды. Это не очень короткое время, и многие объекты обычно успевают совершить определенное движение, что на кадре результирует в небольшой размытости движущихся объектов. Когда движение объекта быстрое, и размывается он больше, когда медленное - меньше. Это размытие движения от кадра к кадру помогает его передаче в результирующем видео и видео выходит плавным. Это одно из отличий фотографии и видео - скорее всего, вы не были бы так уж рады большинству стоп-кадров из видео с быстродвижущимися объектами, но складываясь вместе, такие кадры хорошо передают движение.
Что получится, если мы будем производить съемку с очень короткой выдержкой, например, 1/250 или 1/500? Каждый кадр будет практически лишен размытости движения. Если мы работаем со скоростью съемки в 25 прогрессивных кадров в секунду, то получим несколько стробирующее видео при наличии движении камеры либо снимаемых объектов. Этот визуальный строб (дрожание) получается из-за того, что 25 кадров в секунду недостаточно для того, чтобы создать абсолютно плавную иллюзию движения, и теперь нет помощи в виде размытости движущихся объектов от кадра к кадру. Однако это не всегда плохо. В ряде случаев такой эффект может использоваться для художественной задачи. Например, в “Спасении рядового Райана” Стивен Спилберг использовал короткую выдержку для боевых сцен и с помощью едва уловимого строба передал состояние крайней сосредоточенности и молниеносной скорости действия солдат в бою, состояние, в котором человек на адреналине воспринимает все вокруг с повышенной “четкостью”. Другой пример. При съемке для спецэффектов бывает нужно чтобы объекты на каждом кадре были абсолютно четкими, чтобы было возможно их вырезать из фона и использовать отдельно, а размытие движения добавить впоследствии. Тогда также используется короткая выдержка. Но если у вас нет подобной цели, то стоит придерживаться классических величин выдержки при съемке, а при необходимости уменьшить количество света пользоваться нейтральными фильтрами (затемненная пластинка из специального стекла).
2. Чувствительность ISO
Пленка бывает разной чувствительности. Чем более чувствительна пленка, тем меньшее количество света нужно использовать для того, чтобы получить кадр. С чувствительностью, однако, растут паразитные шумы (изображение получается зернистым, как бы в мелкую точечку), примешивающиеся к изображению. Чувствительность измеряется в удельных единицах и существуют различные стандарты ее измерения. Сегодня практически везде используется стандарт ISO (больше для фото), поэтому мы будем оперировать этими единицами. Для примерного понимания, на пальцах: 80 ISO - это низкая чувствительность и практическое отсутствие шумов, 400 ISO - средняя чувствительность с минимумом шумов, чувствительность 800 ISO и выше можно считать высокой.
Просьюмерские и телевизионные камеры обычно имеют определенную, неизменяющуюся чувствительность, которую можно измерить в тех же единицах ISO. Существует возможность поднять чувствительность сенсора, применив так называемый GAIN - усиление сигнала. При этом вырастают шумы в изображении, что нежелательно, но при репортажной съемке порой нет другого выхода.
Профессиональные видео- и фотокамеры имеют возможность выставления чувствительности сенсора в больших пределах, что очень хорошо для работы. Кроме того, из-за большого сенсора шумы даже при очень высокой чувствительности минимальны, что позволяет работать при минимуме света, ценность чего сложно переоценить.
 3. Особенности цифрового видео (переэкспозиция)
Существуют определенные особенности того, как цифровой сигнал передает слишком большие значения. Когда в определенных частях кадра у нас слишком много света, происходит переэкспозиция (пересвет). В случае с пленкой и даже аналоговым видео, такие участки перетекают к полной засветке постепенно и в них может сохраниться какая-либо графическая информация. В случае с цифровым видео, просто переполняется возможная сетка значений и весь участок становится (условно) белым, то есть - максимальной яркости. Никакой информации (деталей) в пересвеченных участках не сохраняется. Это ограниченность технологии и ее нужно учитывать при съемке. В общем и целом, в случае цифровой съемки лучше немного недоэкспонировать и потом вытянуть результат во время обработки, чем переэкспонировать и уже никогда не вернуть информацию из утраченных участков изображения.
4. “Зебра”
Во всех профессиональных камерах присутствует инструмент, призванный помочь вам в оценке экспозиции. Да, вы видите результат на мониторе камеры, но где заканчивается просто белый и где начинается переэкспозиция? Как корректно определить правильность экспозиции кадра, если в монитор бьет солнце, например, либо камера позволяет регулировать яркость и контраст монитора и вы получаете абсолютно разные картинки при одной и той же экспозиции? Где правда?

А правда в “зебре”. Это функция, включающая штриховку областей изображения на мониторе при превышении ими определенных границ яркости. Допустим, вы можете сделать так, чтобы зебра появлялась, когда яркость области изображения достигает 100%. Тогда вы всегда будете видеть, какие участки кадра у вас переэкспонированы и сможете принимать решения, исходя из точной информации. Еще лучше, когда есть возможность включить две “зебры” одновременно. Одна будет показывать, например, уровень яркости в 70% (до этого уровня полезно довести светлые объекты), а вторая - 90-100% (белые объекты под прямыми лучами солнца, блики и т.д.) Используя этот инструмент, вы всегда будете уверены в своей экспозиции.
Подготовлено по материалам mabuk.ru
« Последнее редактирование: 07 Январь 2011, 18:04:40 от МУР »
 

Оффлайн МУРАвтор темы

  • Модератор
  • Живу на форуме
  • *****
  • Сообщений: 14439
  • Сказали спасибо: 209 раз
  • Репутация: 326
  • я - Юля, желательно на ты.
  • Награды Долгокормящая мамочка Учитель "Маминой школы" Принимает участие и помогает в развитии форума
Вопросы, дополнения, обсуждения будем проводить в этой же теме. Если что-то не понятно, не стесняемся, с радостью отвечу на все вопросы. Данную тему необходимо освоить, понять и хорошо запомнить, поскольку без этих основных понятий дальнейшая работа невозможна.
« Последнее редактирование: 07 Январь 2011, 16:09:53 от МУР »
 

Оффлайн Romashka

  • Меня все знают
  • ****
  • Сообщений: 3723
  • Сказали спасибо: 77 раз
  • Репутация: 172
  • Откуда: Ставрополь
  • Награды Принимает участие и помогает в развитии форума Награда для рукодельниц нашего форума
Юль, а что именно нужно делать в этом уроке?
почитать и принять к сведению?
или выкладывать работы по каждому понятию?

 

Оффлайн МУРАвтор темы

  • Модератор
  • Живу на форуме
  • *****
  • Сообщений: 14439
  • Сказали спасибо: 209 раз
  • Репутация: 326
  • я - Юля, желательно на ты.
  • Награды Долгокормящая мамочка Учитель "Маминой школы" Принимает участие и помогает в развитии форума
Пока учить, запоминать, найти у себя в камере эти настройки по возможности. поскольку устройство камер мы еще не изучали, то практики я пока не требую, но если сумеешь, то выкладывай фото или стоп-кадры (скриншоты) видео с разными настройками. Разберем, обсудим :) Для начала попробуй поснимать в разных условиях освещения (дневной свет, лампы накаливания, против окна или на фоне неба). Правда, чтобы это все выглядело нормально нужен еще правильный баланс белого, а это уже тема отдельного урока. Для видео так же нужно научится фиксировать экспозицию, в следующем уроке расскажу почему.
 

Оффлайн Нина

  • Меня все знают
  • ****
  • Сообщений: 2189
  • Сказали спасибо: 50 раз
  • Репутация: 33
  • Награды Долгокормящая мамочка Работающая мама
Очень интересно, спасибо.
Было бы еще хорошо если бы писали, что можно на обычном фотоаппарате, а что для тех что посложнее, если можно конечно.
 

Оффлайн МУРАвтор темы

  • Модератор
  • Живу на форуме
  • *****
  • Сообщений: 14439
  • Сказали спасибо: 209 раз
  • Репутация: 326
  • я - Юля, желательно на ты.
  • Награды Долгокормящая мамочка Учитель "Маминой школы" Принимает участие и помогает в развитии форума
Спасибо за отзыв :)
Диафрагма и выдержка есть во всех камерах, НО возможность ручной настройки отдельно диафрагмы, отдельно выдержки - это только в самых топовых моделях бытовых камер и во всех про или полупро. Обычные мыльницы дают возможность выбрать готовый пресет, в котором по умолчанию настроен один параметр (например длинная выдержка) и на автомате стоит второй (например диафрагма). Такой пресет, как я описала, обычно называется Ночь. Т. е. понимая основы работы устройства вы можете осознанно выбирать необходимый пресет. И вы не будете удивляться, почему при выборе Ночь у вас вдруг получаются смазанные фото. И будете знать, что ничего не поломалось, а нужно просто упереть во что-нибудь фотоаппарат и заставить людей в кадре полностью замереть. Подробнее каждое понятие мы будем изучать позже, когда к нам присоединится Татьяна Storm. По каждому будет отдельный урок и практика, пока я хочу добиться, чтобы мы с вами хотя бы говорили на одном языке и все эти страшные слова не вводили в ступор.
 Скоро выложу второй урок :)
 

Оффлайн lana_11111

  • Живу на форуме
  • *****
  • Сообщений: 5547
  • Сказали спасибо: 267 раз
  • Репутация: 142
  • Ребенок - это любовь, ставшая зримой
  • Откуда: Ставрополь
  • Награды Помощь другу Работающая мама
Спасибо Вам большое за урок, не представляете как вы мне облегчили жизнь  _ro_
 

Оффлайн МУРАвтор темы

  • Модератор
  • Живу на форуме
  • *****
  • Сообщений: 14439
  • Сказали спасибо: 209 раз
  • Репутация: 326
  • я - Юля, желательно на ты.
  • Награды Долгокормящая мамочка Учитель "Маминой школы" Принимает участие и помогает в развитии форума
Всегда рада помочь :) Второй урок тоже обязательно почитайте  ;)
 

Оффлайн lana_11111

  • Живу на форуме
  • *****
  • Сообщений: 5547
  • Сказали спасибо: 267 раз
  • Репутация: 142
  • Ребенок - это любовь, ставшая зримой
  • Откуда: Ставрополь
  • Награды Помощь другу Работающая мама
обязательно, хочу в деле пока со всем разобраться  :-\, а то у нас новый объектив 1:2,8 24-70 мм, а мы ума не дадим
 

Оффлайн МУРАвтор темы

  • Модератор
  • Живу на форуме
  • *****
  • Сообщений: 14439
  • Сказали спасибо: 209 раз
  • Репутация: 326
  • я - Юля, желательно на ты.
  • Награды Долгокормящая мамочка Учитель "Маминой школы" Принимает участие и помогает в развитии форума
2,8 - это диафрагма (ее еще назвают просто "дырка"), она у вас хорошая для зум-объектива. На максимальном зуме, при полностью открытой диафрагме можно получить хорошее размытие заднего фона, об этом немного во втором уроке рассказывается (глубина резкости).
 

Оффлайн Niki

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 19
  • Репутация: 1
Приветствую=). Прошу прощения, что влез на ваш форум, я ведь не мама, и даже, пока не папа ;D.
Просто стали интересны темы о фотосъёмке.
На Canon EOS 500d с объективом Tamron SP AF28-75mm F/28 XR Di LD ashperical (IF) Macro стал снимать с начала февраля этого года. До этого был Samsung s730, кажется, уже и забыл какой он и как его имя. Пока основы освоил, и легко принял то, что с обычными фото на каждый день придётся расстаться. Я на мыльницы снимал, года наверное с 2002-го. Что касается своих фото, то процентов 90 у меня отснято мной самим, с мыльницей это было несложно. Сюда заливать фото не знаю, стоит ли или нет, я бы мог дать ссылку на свои альбомы в picasa, но не знаю, можно ли у вас так... Просто интересно ваше мнение, как мастеров своего дела, но знаю, что после ваших замечаний, больше половины поудалять захочется=)
Бери от жизни всё, если это не вредит окружающим.
 

Оффлайн МУРАвтор темы

  • Модератор
  • Живу на форуме
  • *****
  • Сообщений: 14439
  • Сказали спасибо: 209 раз
  • Репутация: 326
  • я - Юля, желательно на ты.
  • Награды Долгокормящая мамочка Учитель "Маминой школы" Принимает участие и помогает в развитии форума
День добрый, присоединяйтесь конечно :) Я тоже пока не мама, но думаю для обучения фотографии это не принципиально :) У нас есть темка с нашими работами, можете туда заливать самые лучшие на ваш взгляд фото. Поскольку одно время был наплыв желающих, а время не резиновое, у нас лимит - от одного автора одно фото в день.
 

Оффлайн ASt

  • Живу на форуме
  • *****
  • Сообщений: 6528
  • Сказали спасибо: 812 раз
  • Репутация: 102
  • Настя 8-918-766-03-82
  • Откуда: Ставрополь
  • Награды Победитель кулинарного поединка Помощь другу Награда для рукодельниц нашего форума
большое спасибо за урок!!! Наконец-то учусь снимать в ручном режиме)))
- Как зовут тебя, дитя преисподней?
- Настенька!
 

Оффлайн Paloma

  • Меня все знают
  • ****
  • Сообщений: 1924
  • Сказали спасибо: 11 раз
  • Репутация: 75
  • Откуда: Ставрополь, ЮЗ 8988746ноль798
  • Награды Фоторепортер встреч форумчан Слингосемья Велосемья
Сколько раз я пыталась начать осваивать фотографию...самые главные понятия вечно излагались таким замудреным языком, что все желание отпадало, а тут порадовала простота объяснений. Немного не понятно про "Зебру", я вообще впервые о ней слышу _crazy надо поискать в моем фотике есть такая функция или нет(честно говоря инструкцию ни разу не открывала даже _crazy)
 

Поделиться:


 

Ставропольские мамы в соцсетях. Присоединяйтесь!