Форум

Мой сын играет на кларнете... Увлекательное детство

b_150_100_16777215_00_images_stories_dad06b47f4ce.jpg«К несчастью, не все еще знают, какой это важный инструмент - кларнет. Именно он начинает Пятую симфонию Чайковского! Разве многим это известно?»

Анатолий Георгиевич Алексин.

«Мой брат играет на кларнете». Когда в детстве я читала книгу Алексина, то и предположить не могла, что мой сын будет играть на кларнете. Впрочем, я тогда наивно полагала, что у меня будут дочери. Но жизнь распорядилась совсем по-другому. Нельзя сказать, что наша семья совершенно далека от музыки.

Мой муж играет на гитаре, в молодости мы вместе ходили в клуб авторской песни, у нас дома есть записи практически всех российских (и не совсем российских) бардов, в нашей компании принято петь песни под гитару, что, впрочем, не удивительно, потому что нас связывают тектонические процессы, проще говоря – горы. Поэтому старший сын с детства слышал живую музыку, вот, пожалуй, единственное, что могло стать толчком к развитию его музыкальных способностей. Но мне об этом судить трудно. Думаю, когда я была маленькой, огромный медведь забрел к нам в дом и наступил мне на оба уха.

С тех пор с музыкой я дружила своеобразно: мне нравилось петь, а окружающим мое пение приносило дискомфорт. Даже из школьного хора, куда брали всех желающих из-за вечного недобора, меня мягко попросили. Вот такая прелюдия. До шести лет мой ребенок жил совершенно спокойно, занимался в спортивной секции в меру сил, ходил в детский сад. Однажды воспитатель попросила привести сына на следующий день в парадной форме. Я с удивлением узнала, что он будет петь на фестивале детских садов города. - А что, он хорошо поет? – спросила я. - Конечно, всего двоих детей от сада отобрали! – ответила воспитатель.

Если способность обнаружилась, то было самое время ее применить. В хоровые коллективы разных домов творчества и культуры сын отказался идти категорически. Мотивировал это тем, что подавляющее большинство в этих хорах – представительницы прекрасной половины человечества. Тут мне попалось объявление, что в первой музыкальной школе набирается хор мальчиков. Туда мы и отправились.

Сына прослушали и зачислили в первый класс. Хоровым отделением руководила (и сейчас продолжает) замечательный педагог Кириллова Е.Б. Мой мальчик с удовольствием стал заниматься, сольфеджио ему давалось без труда, коллектив был очень хороший. Во втором классе нам предложили выбрать дополнительный инструмент. Семейный совет долго заседал. Фортепиано отмели сразу из-за нехватки места в нашей квартире, скрипку - из-за неблагозвучия, которое бывает у всех начинающих. Остановились на блок-флейте, считая основным ее достоинством низкую стоимость и небольшой занимаемый объем.

В плане перспектив занятий музыкой мы не были оптимистами. В наше время принято считать, что музыкальная школа – насилие над личностью, тем более, что мальчикам более свойственны иные занятия и увлечения. Мы были жертвами стереотипов. Сына взяла в свой класс Новицкая И.Н. - замечательный педагог, интеллигентная, умная, добрая женщина. Во многом благодаря именно ее терпению занятия музыкой стали основным увлечением сына.

Прозанимавшись один год на дополнительном инструменте, мой ребенок поступил параллельно на духовое отделение музыкальной школы. Надо сказать, что все малыши в классе духовых инструментов играют на блок-флейте. Более серьезные инструменты недоступны им из-за роста и объема легких. Поэтому первые три года сын осваивал этот инструмент. Мне сложно оценить игру моего ребенка, я вообще благодарный слушатель, на концертах мне нравятся все исполнители в равной степени. Однако на конкурсах жюри всегда выделяла игру моего ребенка. Он стал победителем в городском, зональном и краевом конкурсах, лауреатом в конкурсах джазовой музыки.

На четвертый год занятий наступило время выбирать серьезный инструмент. Обычно это – кларнет или поперечная флейта, к последней более тяготеют девочки. Поэтому сын выбрал кларнет. Играть на кларнете несоизмеримо труднее, чем на блок-флейте. Целый год понадобился только на то, чтобы добиться нужного звучания, научиться правильно дышать и не падать в обморок. Этот год был для сына очень сложным. Ведь на блок-флейте он играл уже виртуозно, не испытывал особых трудностей, а здесь приходилось все начинать заново. Но в начале второго года занятий кларнет зазвучал. У этого инструмента гораздо больше возможностей, звук насыщенней, даже я смогла почувствовать разницу. В этом году сын снова принимал участие в конкурсах. Подготовка к ним очень сложная. Практически каждый день в течение двух месяцев два раза в день приходилось заниматься в музыкальной школе.

С девочкой, играющей на синтезаторе, они подготовили две джазовые композиции. Кроме того, две пьесы нужно было исполнять сольно. В городском фестивале джазовой музыки сын занял два призовых места. Потом был городской конкурс учащихся духовых отделений, а там – новая программа. Здесь ему удалось стать победителем. Хорошо, что краевые конкурсы среди духовиков проводятся через год. Чтобы мой рассказ не производил лубочного впечатления, добавлю в конце пару ложек дегтя. Честно-честно, я не хотела, чтобы мой ребенок занимался чем-то вне школы профессионально.

Но так уж получилось, сами не ожидали. Занятия музыкой отнимают очень много времени. Даже, несмотря на абсолютный слух, прекрасную память, позволяющие быстро запоминать сложные произведения, игра на музыкальном инструменте – а это огромная работа над техникой – для моего сына серьезная нагрузка. Нужно успеть сделать уроки, выполнить домашнее задание по музыке, еще ему нравится заниматься авиамоделированием, и Малую академию не хочется пропускать. Дома я его вижу не очень часто. Сейчас педагоги советуют ему продолжать музыкальное образование, но насколько полученная профессия будет соотноситься с его ролью кормильца семьи – вот вопрос. Чтобы быть востребованным в знаменитых оркестрах, нужно стать одним из лучших в стране. Я не уверена, что мой сын это сможет. Одно время мы думали о поступлении в Московское суворовское военно-музыкальное училище, но новые правила приема не дают возможность туда попасть.

Скорее всего, игра на кларнете останется просто увлечением. Зато у нас есть шанс создать «надежды маленький оркестрик» в отдельно взятой квартире. Средний сын занимается на подготовительном отделении музыкальной школы, его способности приводят в восторг педагога, да еще блок-флейта некстати пылится на полке.

Евгения Хавронина специально для электронного журнала МамаСК. Выпуск №9

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и наш Instagram , чтобы быть в курсе самых интересный новостей!

МамаСК - сайт для родителей Ставропольского края